История

100-летие первого каменного храма в селе Константиново.

 

Никонов В. В.

(старший научный сотрудник ГГХПИ, историк, краевед, автор ряда статей и монографий по духовной, культурной и бытовой истории Подмосковья.)

В получасе езды от Москвы, справа от древней Рязанской дороги находится старинное село Константиново. Первое упоминание о нем содержится в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты (1288-1341), датированной 1328 годом. Некоторое время село находилось во владении московских князей. Затем было передано в собственность Николо-Угрешскому монастырю, расположенному неподалеку. Издревле в Константинове стоял храм во имя архистратига Михаила.

Документально подтвержденная история Михаило-Архангельского храма, начинается с 1620-х годов, однако есть все основания полагать, что храм стоял здесь задолго до этого. В 1627 году село являлось вотчиной «Спаса Нового монастыря, что на Москве», а с 1703 года Константиновское – так прежде называлось село – уже принадлежало «из оброка» известнейшему и богатейшему человеку своего времени – Борису Петровичу Шереметеву(1652-1719). И с этих пор вплоть до революционных событий ХХ века, селом Константиновским бессменно владеют Шереметевы.

Церковь неоднократно перестраивалась, но всегда строилась на одном и том же месте и освящалась во имя Архистратига Михаила. В XVII веке площадь храма составляла не более 40 кв. м. Иконостас делил церковь почти пополам, и, таким образом, особенно если учесть необходимую в храме мебель, на долю молящихся оставалось около 20 кв. м. Но село росло, численность прихожан увеличивалась, и храм с каждой перестройкой все более расширялся. Архивы сохранили сведения о нескольких таких перестроениях, проводимых в XVIII и XIX веках

Отечественная война 1812 года (Великая Отечественная, как она тогда называлась) затронула и село Константиново. Тарутинский маневр, ознаменовавший коренной перелом в борьбе против французского нашествия и приведший в конечном итоге к изгнанию Наполеона из России, начинался в Бронницком уезде и в непосредственной близости к Константинову. Жители села не просто оказались на территории театра военных действий, они стали непосредственными участниками сражений и партизанских вылазок. Следует отметить, что воспетая Л. Н. Толстым «дубина народной войны», которая «гвоздила» неприятеля везде, куда бы он ни направлялся, впервые поднялась не на старой Калужской дороге, как это чаще всего представляется неискушенному читателю, а именно в Бронницком уезде. На территории Бронницкого уезда в 1812 году успешно воевали крестьянские отряды. Они возникли стихий­но: не по приказу, а по велению сердца. В каждой деревне был свой отряд. Руководили ими сами крестьяне, а иногда и помещики. Вооружение – вилы, топоры, колья, кое у кого и огнестрельное оружие. Константиновские крестьяне принимали в партизанском движении самое непосредственное участие. Действия партизан Бронницкого уезда были отмечены орденами и медалями, но главной награды – медали «За любовь к Отечеству» – были удостоены всего 27 крестьян Московской губернии. И одним из этих героев стал староста села Константинова, прихожанин Михаило-Архангельской церкви, Семен Тихонов.

В результате военных действий 1812 года храм не пострадал, однако в 1822 году был в очередной раз перестроен. Затем, через 50 лет, была проведена еще одна реконструкция, после чего площадь постройки составила более 300 кв. м. Высота храма была 10 м., а колокольня возвышалась почти на 20 м. Звонница содержала шесть колоколов, самый большой, из которых весил 124 пуда – внушительный вес для сельского храма.

В начале ХХ века было принято решение о строительстве каменного храма. Деньги, как водится, собирали всем миром, и ровно сто лет назад – в 1914 году – каменный храм освятили. В историческом архиве г. Москвы были обнаружены документы с чертежами, благодаря чему сегодня есть возможность представить себе, как выглядел новый Михаило-Архангельский храм.

Однако простоять ему было суждено недолго. В тридцатые годы Константиновская церковь разделила участь тысяч православных храмов и была сначала закрыта, а затем и вовсе уничтожена.

С Михаило-Архангельским храмом села Константинова связаны имена двух новомучеников. Это – служивший здесь в 1918 году протоиерей Николай Архангельский, и, родившийся в семье настоятеля храма о. Павла Кедрова, протоиерей Сергий Кедров. Оба батюшки были арестованы и расстреляны безбожной властью осенью страшного 1937 года, оба были прославлены в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских ХХ века.АрхангельскийВ 1990-х года в Константинове была образована церковная община, но службы пришлось проводить в подсобном складе местной птицефабрики, так как иного помещения не было. Лишь в середине 2000 годов началось строительство церковного здания. Место для него выбирали по воспоминаниям старожилов, хотя никто уже не мог сказать, где именно находился разрушенный храм. Но попали почти точно – когда котлован вырыли, увидели с одной стороны белокаменную кладку старого фундамента. Промыслом Божиим, место это оказалось свободным. Между тем еще в 70-х годах ХХ века здесь планировалось возведение девятиэтажного жилого дома. По свидетельству очевидцев, были даже проведены земляные работы, но вскоре, решением администрации, вырытая яма была засыпана, и строительство отменено.

И вот, уже несколько лет в старинном подмосковном селе Константинове строится храм во имя архангела Михаила. Огромную работу проделали прихожане, строители, попечители под руководством настоятеля отца Вячеслава Новака. Жители села и окрестностей обрели возможность молиться в своем храме, чего были насильственно лишены в течение многих десятилетий.

Однако храм Божий – это не только церковное здание, каким бы прекрасным оно не было. Храм – это в первую очередь люди, которые собирались здесь на соборную молитву, несли сюда свои печали, получали здесь утешение и надежду и обретали душевные силы, столь необходимые в нелегкой жизни. Эти люди, столетиями, поколения за поколениями, приходили в свой храм, заботились о нем, содержали его в благолепии, жертвовали свои трудовые копейки, поновляли, а при необходимости и перестраивали его. Мы не знаем их имен, но память, и в первую очередь –молитвенная память о них, должна сохраняться во веки.

В 2014 году – в год столетия строительства здесь первого каменного храма – настоятелем, отцом Вячеславом Новаком в соавторстве с В. В. Никоновым была издана книга об истории села и Михаило-Архангельского храма. Книга предваряется вступительным словом протоиерея Георгия Пищулина, благочинного церквей Бронницкого округа, где он отметил: «Трудно переоценить патриотическое значение такого рода литературы для сегодняшней молодежи, особенно в наше время, полное опасных соблазнов. Книга о твоем селе, о твоем храме, о твоих предках может сыграть определяющую роль в формировании гражданина, знающего свою историю, уважающего ее, чувствующего неразрывную связь со своим отечеством. Это не художественная литература, где фантазия автора зачастую работает для реализации задуманных ранее смыслов. В этом издании нет вымышленных персонажей и сюжетов. Все, что здесь описано, произошло на самом деле. Это наша история – история храма, села и, одновременно, всей страны. Необходимо отметить, что, помимо документальных историй из жизни прихода и села, книга содержит большой объем исторических сведений, существенно расширяющих кругозор читателя. Церковно-краеведческая литература становится все более популярной. Книга о Михаило-Арханегльском храме села Константиново, в этом ряду занимает достойное место, благодаря объему фактических сведений, всеобъемлющей работе с архивными документами и тщательно подобранному иллюстративному материалу»

Многие люди трудились на пути возрождения церковной общины и храма в Константинове. Многим еще предстоит потрудиться, чтобы Михаило-Архангельский храм стал благоустроенным подобающим образом. Спаси Господи всех, кто оказывал и оказывает посильную помощь, в чем бы она ни заключалась!

(114)

Перейти к верхней панели